?

Log in

No account? Create an account
МЕТОДЫ ШИФРОВАНИЯ АЛХИМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ - Алхимическая лаборатория : Alchemical Lab [entries|archive|friends|userinfo]
Алхимическая лаборатория

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

МЕТОДЫ ШИФРОВАНИЯ АЛХИМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ [Aug. 17th, 2015|10:54 pm]
Алхимическая лаборатория

ru_alchemy

[assalam786]
Оригинал взят у assalam786 в МЕТОДЫ ШИФРОВАНИЯ АЛХИМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Считается, что в алхимических текстах часто практиковался метод введения в заблуждение: отделить верное от неверного мог только тот, кто уже и так был близок к открытию секрета.

Так действительно иногда делали средневековые алхимики, намеренно запутывая читателя введением ложной информации. Однако, как писал Мастер Великого Делания Фулканелли, из-за этого алхимические трактаты получались практически бесполезными, поэтому стали применяться и другие, более хитроумные, методы шифровки.

Например, метод рассеивания: если кто-то из авторов в одном трактате описывал какую-либо из фаз процесса в подробностях, достаточных для воспроизведения процесса новичком, другой автор эту же фазу либо опускал вообще, либо проходил дискурсивно. То есть для того, чтобы понять весь процесс в целом, нужно было собрать рассеянное в нескольких местах знание и интегрировать его в целостность.

(Некоторое упрощенное подобие метода «рассеивания» отражено в фильме «Девятые врата» — хотя фильм совсем о другом. Там детали некоего ритуала были зашифрованы в иллюстрации к одной средневековой книге. Каждый из изданных экземпляров книги содержал только одну деталь, и для того, чтобы восстановить иллюстрацию в ее полноте, необходимо было найти все экземпляры и сравнить их).

«Рассеивание», применяемое алхимиками, по сути дела, являет частный случай применения метода, используемых Традицией для введения истинного Знания в поток жизни сообщества. Одно из суфийских имен Ибн-Араби, например, было указанием на того, кто применяет этот метод. Идрис Шах напрямую говорил, что использует рассеивание. «Рассказы Вельзевула» Гурджиева также написаны методом рассеивания — намеренно, его тоже надо не только «собирать», но еще и идти по ниточкам, оставленным там и тут.

Но вернемся к алхимии. Собирание рассеянного — важная часть изучения Великого Искусства, но сама по себе недостаточная. Oдна из ключевых операций алхимического процесса вообще не подлежала описанию или даже устной передаче — искатель должен был прийти к ней сам, через внутреннее озарение, даруемое свыше.

Помимо рассеивания, применялись и другие методы шифровки.

Фулканелли чаще всего использовал метод, который можно назвать итерационным — повторение одной и той же информации снова и снова, с разных углов зрения, в разных терминах или используя разные метафоры. Я считаю, что книги Фулканелли («Тайны готических соборов» и «Философские обители») представляют собой вершину применения этого метода.

С эрудицией, которой обладал этот человек, в совершенстве знающий не только естественные науки, но и лингвистику, древние мифы, средневековую историю и архитектуру, Фулканелли мог многократно описывать одну и ту же алхимическую процедуру при помощи древнегреческого мифа, библейской притчи, французского средневекового фольклора — с каждой итерацией все больше и больше приближаясь к сути и ключевым деталям, но сохраняя неприкосновенность тайны Адепта.

Итерационный метод, конечно же, был свойственен не только алхимикам — его широко применяли (и применяют) суфии. Все книги Шаха, по его собственному выражению, об одном и том же, сказанном разными словами. Поскольку емкость нашего восприятия ограниченная, данный метод рассчитан на то, что с каждой итерацией (приближением) границы восприятия несколько расширяются, и усваивается чуть больше, чем в прошлый раз. Так и происходит, по сути.

Еще один, достаточно распространенный, метод шифрования у алхимиков был описан Доктором Папюсом. Его можно назвать методом замены соответствий. Знание этого метода, кстати, действительно помогает при чтении алхимических текстов, не только европейских, но и китайских — они применяли его даже чаще. Для понимания метода нужно знать, что представляют из себя таблицы соответствия, нанесенные на круг.

Приведу цитату из книги Папюса «Оккультизм, магия и гипноз» (с.80-81):

Если читаешь какое-нибудь алхимическое сочинение, то следует определить, о каком опыте говорится.
1) Когда речь идет о производстве философского меркурия, это будет непонятно профану.
2) Если же говорится о самом камне, то писание будет довольно ясно.
3) Но лишь только речь зайдет о помножении — объяснение будет самое ясное.

Снабженный такими данными, читатель может взять книгу Фигье и прочесть от страницы 8 до 52. Он свободно поймет смысл символической истории, которая темна для самого Фигье, сделавшего забавные объяснения. В доказательство приведем следующую выписку, взятую из „Черной книги“ (стр.41):

"Надо начинать по солнечном закате, когда красный супруг и белая супруга соединяются в духе жизни для того, чтобы жить в любви и спокойствии, в прочной пропорции воды и земли" (Положить в яйцеобразную колбу два фермента: активный, или Красный, и пассивный, или Белый)

«Продвигайся с запада, сквозь тьму, к Малой Медведице. Охлаждай и разводи мужа между зимой и весной, преврати воду в черную землю и поднимайся через изменяющиеся цвета к востоку, где показывается полная луна. После очищения появляется солнце, белое и лучистое» (Различные степени тепла. Голова ворона, цвета действия. Белое)

Рассматривая символический рассказ, всегда следует искать скрытый в нем герметический смысл, который там находится почти наверное. Так как Природа повсюду тождественна, то описание, изъясняющее тайны Великого Делания, может означать также путь Солнца (солнечный миф) или жизнь какого-нибудь сказочного героя. Один только посвященный будет в состоянии воспринять третий смысл (герметический) древних мифов, тогда как наши ученые увидят там только первый и второй смыслы (физический и естественный: путь Солнца, Зодиак и пр.), а крестьянин поймет там только первый смысл (историю героя).

Приключения Венеры, Вулкана и Марса знамениты среди алхимиков с этой точки зрения.


В приведенном Папюсом алхимическом тексте слова «запад», «восток» означают разные степени тепла — как если бы слова «медленный огонь», «усиливающийся огонь», «максимальный огонь», «слабый огонь» нанесли на круговую шкалу и поставили ей в соответствие круговую шкалу со сторонами света.


Вы скажете, а зачем это нужно - изучать какие-то там таблицы соответствия, заменять одно другим? На что любой, когда-либо работавший с такими таблицами, вам ответит: это незаменимый инструмент развития особых ментальных "мышц", позволяющий постичь закон октав и другие космические законы.

Но об этом - в другой раз.
LinkReply